Кове Мты (Муты; Михаил) Османович (14.03.1909, с. Куланурхва Гудаутского участка Сухумского округа /нынешнего Гудаутского района Абхазии/ — предположительно 1938) — абхазский писатель-драматург, режиссер, актер, танцор. Народный артист Абхазии и Грузинской ССР.
После окончания сельской школы не смог продолжить учебу; он находился дома и помогал родителям по хозяйству. Потом учился в Гудаутской десятилетней школе, где принимал активное участие в драматическом кружке.
В апреле 1929 г. в школу из Сухума приехала комиссия в составе трех человек — директора Сухумской абхазской школы К. Дзидзария, режиссера Сухумской драматической студии В. И. Домогарова и педагога В. Маана. Комиссия проэкзаменовала 15 человек — участников драмкружка, из которых 5 ребят были приняты в Сухумскую драматическую студию; в числе «счастливчиков» оказались М. Кове, будущие выдающиеся деятели национального театрального искусства А. Агрба, Ш. Пачалиа, Р. Агрба и В. Аргун.
После окончания студии М. Кове начал работать в Сухумском государственном драматическом театре. Затем с 1936 г. учился в Тбилисском театральном институте, где его учителями были известные актеры, народные артисты СССР А. Хорава, Дм. Алексидзе и А. Васадзе. В то время в институте учились М. Зухба, Х. Капба, Ч. Джонуа и др.
Народными танцами и песнями М. Кове начал интересоваться с юных лет. Впоследствии был хореографом и одним из ведущих танцоров Абхазского этнографического ансамбля под руководством П. Панцулая, солистами которого были известные танцоры Ч. Агрба, Дж. Хециа (играл также на музыкальном смычковом инструменте апхярце), Ф. Ачба, А. Гублиа, Ш. Варданиа, К. Лазба, А. Чичба, Д. Царгуш и др. С именем М. Кове связано включение в программу ансамбля массовых танцев, в том числе «Шаратын».
Танцами не ограничивался талант М. Кове: после окончания Сухумской драматической студии, он предложил режиссеру В. И. Домогарову две драматические произведения — «Кяхба Хаджарат» и «Инапха Киагуа», написанные на основе народных песен и рассказов. Впоследствии сам же сыграл главные роли (Хаджарата и Кягуы) в этих спектаклях. Произведения затем отдельно были изданы в Сухуме.
М. Кове также автор этюда «Возвращайтесь» (написан на основе последнего действия исторической драмы С. Я. Чанба «Махаджир»), пьес «Песня виноградной лозы» и «Счастливого пути тебе, девица», одноактного скетча «Собака Хабахвы».
В Абхазском драматическом театре М. Кове сыграл роли: командора («Овечий источник» Лопе де Вега), Хаджи-Мурата («Шамиль» И. Вакели), Рылеева («Декабристы» Н. Лернера), Ляпкина-Тряпкина («Ревизор» Н. В. Гоголя), начальника округа («Кяраз» С. Я. Чанба) и др.
В начале 1938 г. в Тбилиси М. Кове был арестован и больше его никто не видел. Еще раньше был расстрелян его брат Шириф. М. Кове был осужден 14 марта 1938 г. по статьям 58, 10–58, 11. Его обвинили в участии в организации заговора против руководства партии и правительства (в частности Л. Берия).
Перед арестом драматург писал комедию «Последняя свадьба», также основанную на фольклорных материалах.
Издания:на абхазском языке: Кяхба Хаджарат. Драма в 3-х действиях и 5-ти картинах. Сухум, 1933; Инапха Кягуа. Драма в 5-ти действиях и 9-ти картинах. Сухум, 1936; Пьесы. Сухуми, 1958; Взошедшая звезда. [Пьесы. Статьи и воспоминания о нем]. Сухум, 2002.